Персональные инструменты

Навигация

Loading
Вы здесь: Главная | Прокуратура информирует | Информация | Совместимы ли служба в государственных и муниципальных органах и владение ценными бумагами

Совместимы ли служба в государственных и муниципальных органах и владение ценными бумагами

Совместимы ли служба в государственных и муниципальных органах и владение ценными бумагами

 

Желание человека сохранить и приумножить заработанные деньги – логично и обоснованно.

Но в условиях стремительно развивающегося прогресса разобраться, куда нести деньги, достаточно затруднительно. Все больше людей выбирают ценные бумаги как инструмент для инвестиций.

Рынок ценных бумаг – важная и неотъемлемая часть экономической жизни нашей страны. Россия включена в систему мирового финансового рынка и в этой связи безусловно возникает необходимость цивилизованных подходов к вопросу деятельности его участников.

Очень важно понимать, что такое облигации, фонды, акции и т.д. Но еще важнее понять – кто и при каких условиях может быть полноценным участником финансового рынка.

Основой публично-правового статуса государственных (муниципальных) служащих (далее - служащие) является исполнение полномочий от лица государственных органов и органов местного самоуправления, что, как следствие, налагает ряд специальных, установленных федеральными законами ограничений, запретов и требований.

В том числе действующее российское законодательство содержит ограничения и запреты, связанные с владением ценными бумагами и инвестиционной деятельностью служащих.

Так, пунктом 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2004      № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) установлен запрет на приобретение гражданским служащим ценных бумаг, по которым может быть получен доход в случаях, установленных федеральным законом.

Кроме того, антикоррупционным законодательством запрещено приобретать ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций), если владение ими приводит или может привести к конфликту интересов. При этом служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 17 Федерального закона № 79-ФЗ, часть 2.2 статьи 14.1 Федерального закона от 02.03.2007          № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», пункт 6 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

Правовой институт доверительного управления имуществом устанавливается главой 53 Гражданского кодекса Российской Федерации, содержащей в статье 1025 специальные нормы, регламентирующие отношения по доверительному управлению ценными бумагами, и предполагает осуществление операций с ценными бумагами кредитной организацией в статусе как брокера, так и доверительного управляющего. Такая деятельность согласно статье 5 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» не требует получения лицензии, если связана только с осуществлением управляющим прав по ценным бумагам.

По общему правилу статьи 1012 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор доверительного управления имуществом предполагает участие нескольких субъектов: 1) учредителя управления; 2) доверительного управляющего; 3) выгодоприобретателя. Доверительный управляющий ценными бумагами является профессиональным участником рынка ценных бумаг, осуществляющим деятельность по управлению ценными бумагами. Учредителем управления может выступать юридическое или физическое лицо - клиент управляющего. При этом выгодоприобретатель как сторона при управлении ценными бумагами - это лицо, получающее материальную выгоду от управления ценными бумагами.

При возникновении или возможности возникновения конфликта интересов в случае владения ценными бумагами служащему необходимо направить представителю нанимателя уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов. При этом желательно изложить позицию относительно предлагаемых мер по предотвращению или урегулирования конфликта интересов.

Но следует помнить один очень существенный момент - передача ценных бумаг в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации осуществляется в целях предотвращения конфликта интересов, а не его урегулирования.

Поскольку у владельца ценных бумаг имеется личная заинтересованность, которая может быть реализована путем получения дохода, иной материальной выгоды, то собственник и эмитент ценных бумаг (то есть организация, которая выпускает ценные бумаги), остаются связанными между собой имущественными отношениями, несмотря на передачу указанного имущества в доверительное управление, так как данная передача  полностью не устраняет возможность возникновения конфликта интересов и поэтому не исключает необходимость принятия собственником ценных бумаг мер по урегулированию конфликта интересов.

Меры, которые могут быть приняты в целях предотвращения и (или) урегулирования конфликта интересов, изложены в частях 4 и 5 статьи 11 Федерального закона № 273-ФЗ, в частности, это - отвод, самоотвод, изменение должностного положения служащего, отказ от выгоды, являющейся причиной возникновения конфликта интересов. Данные меры могут оказаться достаточными для урегулирования конфликта интересов в конкретной ситуации.

Наряду с этим, для отдельных категорий служащих, а именно лиц, замещающих должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, которые включены в соответствующие перечни, определенные нормативными правовыми актами федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, установлен запрет владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами (Федеральный закон от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»).

Данным законом запрещено не только личное использование иностранных финансовых инструментов, но и привлечение для этого посредников. Причем вышеуказанный запрет распространяется также на супругов и несовершеннолетних членов семьи служащего.

Следует помнить, что запрет прямо или косвенно владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами  начинает действовать со дня замещения (занятия) должности, указанной в пункте 1 части 1 статьи 2  Федерального закона от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

С этой даты предусмотрено три месяца, чтобы осуществить отчуждение уже имеющихся иностранных финансовых инструментов.

В случае невозможности выполнить соответствующие требования в связи с арестом, запретом распоряжения, наложенными компетентными органами иностранного государства в соответствии с законодательством данного иностранного государства, на территории которого имеются иностранные финансовые инструменты, или в связи с иными обстоятельствами, не зависящими от воли лиц, в отношении которых установлен рассматриваемый запрет, такие требования должны быть выполнены в течение трех месяцев со дня прекращения действия указанных причин.

В соответствии с частью 2.1 статьи 3 Федерального закона от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»  каждый случай невыполнения соответствующих требований подлежит рассмотрению в установленном порядке на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Антикоррупционные ограничения также касаются открытия служащими индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС). При заключении договоров на ведение таких счетов следует учитывать, что приобретение брокером в интересах служащего ценных бумаг, владение которыми приводит или может привести к конфликту интересов, либо являющихся иностранными финансовыми инструментами, недопустимо.

Данное ограничение вполне объяснимо, поскольку брокер действует исключительно в интересах собственника ценных бумаг и фактически операции, проводимые им в рамках конкретного ИИС, являются, по сути, опосредованными действиями самого собственника.

И в завершение хотелось бы отметить следующее. При наличии сомнений относительно возникновения или возможности возникновения конфликта интересов в случае владения ценными бумагами служащему следует направить уведомление представителю нанимателя, а не брать на себя ответственность по принятию решения, входящего в полномочия комиссий по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликта интересов.

 

Заместитель прокурора Завьяловского района Антон Масликов.

 

Достижения РФ

 

 

 

 

Одноклассники Instagram VK